СТАРЫЙ ПЕТЕРБУРГ: ЧТО МОГУТ РАССКАЗАТЬ О НЕМ АРТЕФАКТЫ
Свидетельства исчезнувшего мира: А был ли Старый Петербург? Или он возник, как мираж, и лишь современность дала ему плоть и кровь? Он не просто существовал — он продолжает жить в образах времени, которые проступают сквозь гравюры, афиши и пожелтевшие фотографии. Это не воспоминания, а вещественные доказательства иной жизни.
Гравюры — это его парадный портрет. Строгие перспективы проспектов, , лаконичные силуэты только что построенных дворцов и пустынные набережные скак-будто расставленными на них деревьями. Они показывают нам грандиозный замысел, город, ещё не наполненный суетой миллиона жителей.
Афиши — его голос и пульс. Они кричали с тумб и заборов, и эхо того крика мы слышим и сегодня. Они свидетельствуют о повседневности: о премьере в опере, о приезде заезжего гипнотизёра, о новой программе в Цирке Чинизелли. По ним можно изучать моду, цены, развлечения и даже каким был русский язык. Они — документальное подтверждение, что за монументальными фасадами кипела жизнь со своими маленькими драмами и радостями.
Но самый пронзительный документ — старая фотография. Она не идеализирует, она ловит мгновенье. Вот ветер надувает паруса на Неве, вот мальчишки играют в футюбол, вот женщины сажают капусту рядом с Исаакеиевским собором - это уже хроника блокадного времени.
Вместе эти свидетельства создают объёмный и дышащий образ того города, которого уже нет.
По меркам европейским, и уж тем более мировым, Санкт-Петербург город довольно молодой: в 2003 году он отметил свое трехсотлетие. По сравнению с более древними городами, которые застраивались стихийно, зачастую вырастая из более ранних поселений, находившихся на том же месте, Санкт-Петербург изначально строился по плану.
Прямые проспекты (першпективы), широкие площади, отсутствие многочисленных узких и кривых улочек – вот что прежде всего отличает Санкт-Петербург от старых русских и европейских городов. Вода, небо и архитектура – вот что создает неповторимый облик Северной столицы. Не случайно появляются разнообразные художественные панорамы, самая знаменитая из которых - Панорама Невского проспекта в акварелях В.С.Садовникова.
И тем не менее три с лишним века, конечно, изменили его облик. Прежде всего увеличилась плотность застройки. Там, где шумели листвой деревья, проложены улицы и построены дома и дворцы. Там, где когда-то бродили куры и козы, теперь центр города, где дома встали плечом к плечу. Часть зданий утеряна или перестроена.
Изменилась транспортная система. Правда, в центре Петербурга и теперь довольно часто можно увидеть карету с запряженными в нее лошадьми, но это лишь дань туристической моде.
В этом разделе мы будем собирать свидетельства о том, как выглядел город в XVIII, XIX и XX веке, и как жили в нем люди. Это и старые фотографии, и акварели и живописные работы художников тех времен, и проекты зданий, которые могли быть построены, но по разным причинам это не сложилось.